WFO против Сергея Максимова

В свежем номере ЮП от 5 февраля опубликована статья Александра Геревича «Взять на арбитраж», в которой обсуждается недавний приказ Высокого суда в Лондоне (High Court of Justice) о всемирном замораживании активов бывшего мажоритарного акционера украинского VAB Банка Сергея Максимова (так называемый, worldwide freezing order или кратко WFO). Учитывая некоторые неточности, допущенные автором статьи, хотелось бы обратить внимание читателей на следующие моменты.

WFO был вынесен английским судом в поддержку арбитражного разбирательства в Лон­дон­ском международном арбитражном суде (LCIA), инициированного VAB Банком против г-на Максимова. Автор верно называет WFO «ядерным оружием английских судов» – этот тип обеспечительных мер не характерен для других юрисдикций, но играет чрезвычайно важную роль в вопросах сохранности имущества должника для выполнения будущих судебных и арбитражных решений, вынесенных против него. В то же время, я бы не стал утверждать, что приказ имеет однозначные перспективы исполнения в Украине.

Как известно, иностранные судебные (и арбитражные) решения не имеют прямого действия в пределах нашего государства. Для того чтобы решение иностранного суда возможно было исполнить в Украине, необходимо чтобы украинский суд рассмотрел соответствующее ходатайство и дал разрешение на его исполнение. Такое разрешение предоставляется или в соответствии с международными договорами Украины или по принципу взаимности, наличие которого презюмируется при отсутствии доказательств иного.

Между Украиной и Объединенным Королевством отсутствует соглашение о правовой помощи, а практика признания украинскими судами решений английских коллег на основании принципа взаимности на сегодня достаточно неоднозначна: представляется возможным привести примеры английских решений, как признанных в Украине, так и тех, в признании и допуске к исполнению которых было отказано в связи утверждаемым отсутствием принципа взаимности (в том числе речь идет и о широко известных решениях украинских судов в отношении признания WFO в деле BTA Банка против Мухтара Аблязова, 12 арбитражных решений в деле F.F. Engels Investments Ltd против Малазийской Pacific Inter-Link SDN BHD). Исходя из этого, говорить о том, что WFO, накладывающий арест на имущество г-на Максимова, без сомнений будет признан и исполнен в Украине, по меньшей мере, преждевременно. На данный момент, насколько я понимаю, имущество ответчика в Украине, если таковое имеется, не арестовано и не известно ли будет ли арестовано вообще.

Что касается самого арбитражного разбирательства в LCIA, поддержу коллег – до точек в этом споре еще очень далеко. Как показывает практика, средняя длительность разбирательств в арбитраже LCIA составляет 12-18 месяцев в зависимости от сложности дела и многих других факторов. Учитывая серьезное противостояние сторон спора, не думаю, что арбитражное решение появится на свет в ближайшем будущем.

 Андрей Астапов